Quake III Arena — культовая компьютерная игра в жанре многопользовательского шутера от первого лица, изданная компанией id Software 2 декабря 1999 года, третья в серии игр Quake и первая, не имеющая полноценного однопользовательского режима. Режимы игры
Одиночная игра — как таковая не представляет собой полноценного синглплеера. Цель одиночной игры состоит в прохождении кругов (англ. tier — звено, уровень) сражаясь с ботами. В каждом круге по 4 карты, всего 7 кругов, включая финальную карту. По прохождению круга, разблокируется новый. Также, игрок получает «медали» за точные попадания, два фрага подряд и т. п. Также в одиночной игре присутствует эмуляция мультиплеера для игры с ботами не по сети (Skirmish, «стычка»). Можно добавить до 11-ти ботов; все режимы игры как в мультиплеере.
Мультиплеер — имеет 5 режимов игры;
* Free For All - режим "каждый сам за себя";
* Deathmatch - дуэль;
* Team Deathmatch - командный режим;
* Tournament — турнир 1vs1. Игроки сражаются парами по очереди по принципу «победивший со следующим»;
* Capture The Flag (CTF) — захват флага. Цель — захватить вражеский флаг и принести на свою «базу».
При наличии различных модов возможны и другие режимы игры, такие как "freeze tag", "rocket arena", итп. Существует также "defrag" - мод для тренировки техники передвижения и точности стрельбы.
Возможно играть через LAN или Интернет. Для противостояния читерству используется программа PunkBuster.
Бонусы
Существует 6 видов бонусов, взятие каждого бонуса сопровождается характерным звуком. Эти бонусы есть на FFA(Free For All) и TDM (Team Death Match).
Quad Damage (четверной урон) - увеличивает наносимый урон в 4 раза.
Flight (полёт) - даёт игроку возможность свободно передвигаться по уровню
Haste (ускорение) - увеличивает скорость передвижения и скорость стрельбы в 3 раза.
Regeneration (восстановление) - восстанавливает жизнь и броню игрока (если до этого на нём была броня) до 200.
Invisibility (невидимость) - делает игрока почти полностью невидимым. При наличии другого бонуса - легко заметен.
Battle suit (боевой костюм) - уменьшает либо предотвращает получаемый урон в 3 раза, так же даёт иммунитет к повреждению при перемещении по лаве и кислоте.
Движок id Tech 3 и графические новинки
Игра использовала движок id Tech 3, который поддерживал инновационную 3D-технологию кривых Безье, хотя игровой общественностью это было воспринято как недостаток, нежели преимущество. Игроки, привыкшие к битвам в Quake II, с большой неохотой переходили на третью часть игры, мотивируя это неудобностью, непривычностью и прожорливостью к ресурсам. Движок не поддерживает программную растеризацию и требует графический ускоритель для работы. Технологическим прорывом было использование простых программных шейдеров для задания материалов.
19 августа 2005 года компания id Software опубликовала исходные коды движка игры (версия 1.32) под лицензией GNU General Public License, как это было с движками Wolfenstein 3D, Doom, Quake и Quake II. Чуть позднее группа разработчиков Icculus заявила об адаптации движка игры для различных платформ и внесении новых возможностей.
Оружие Quake III
Перчатка (Gauntlet) — массивная шипованая перчатка с циркулярной пилой, надеваемая на руку. Дается при респауне. Используется при абсолютном отсутствии боеприпасов, либо на расстояниях, близких к контакту с противником, либо при ожидании выхода противника из телепорта. Наносит ощутимый урон — 50 единиц здоровья. Может успешно применяться для различных тактических ходов. При убийстве противника перчаткой дается награда Gauntlet Humiliation. Перчатка перезаряжается довольно быстро (400 мс), и потому при удачном раскладе может быть очень эффективной, однако орудовать ей сложно ввиду того, что в ближнем бою трудно несколько раз коснуться противника.
Пулемет (Machinegun) — также даётся при респауне. Довольно слабый многоствольный пулемет, используется обычно в случае отсутствия какого-либо более сильного аналога. Низкий разброс дает возможность использовать его на дальних расстояниях. Пулемет имеет ряд преимуществ по сравнению с используемыми видами оружия: В отличие от шафта, он не издает звука, когда не стреляет. Он не ограничен в пространстве, в отличие от плазмагана — пули моментально попадают в цель, в отличие от рельсы, имеет быструю скорость перезарядки и не «гудит». Что делает его иногда единственным возможным оружием, чтобы добить отлетевшего от рельсы врага или же для стрельбы по дверям, которые при попадании открываются. Часто используется в компоновке рельса — пулемет. На всех модах, кроме TDM наносит 7 урона, за попадание, при TDM - 5.
Дробовик (Shotgun) -двуствольное ружье. Одно из самых грозных оружий для ближнего и ближне-среднего боя. В ближнем бою, при выстреле в туловище, может убить за один выстрел. Кучность невысока, для дальних дистанций пригоден мало. Вообще дробовик используется очень редко, чаще всего — в командных играх при отсутствии другого оружия. Иногда, ввиду высокого разброса, дробовиком добивают противника, если у него осталось 10-20 HP. Забавный факт — из двух стволов вылетает всего 11 дробинок, суммарный урон 110 единиц жизни.
Гранатомет (Grenade Launcher) — пушка, выстреливающая гранаты по дуговой траектории. Взрываются через три секунды после выстрела, или при соприкосновении с целью. Оружие тактического плана, встречается во всех версиях Quake. Может применяться для перекидывания препятствий и закидывания местности, где может находиться предполагаемый противник, для лобовых атак и grenade Jump. Следует быть осторожнее — можно легко подорваться на собственной гранате. При прямом попадании наносит 100 урона.
Ракетница (Rocket Launcher) — классический ракетомет. Скорость ракеты изменена в лучшую сторону по сравнению с Quake 2. Применяется в основном на ближних и средних дистанциях или «на опережение» стреляют в те места, откуда может появиться противник. Используется для известного трюка «Rocket jump», когда игрок производит выстрел себе под ноги, при этом нажимая «прыжок» — получается очень высокий прыжок. При прямом попадании наносит 100 урона.
Молния/Шафт (Lightning Gun) — похожее устройство было в Quake. Тогда это было самое мощное оружие. В Quake III оно немного слабее, но все же очень полезно. Выпускает разряд электричества (непрерывную молнию). Оптимально для средних и близких дистанций, идеально для добивания противника в воздухе, радиус действия ограничен средней дистанцией. На дальних дистанциях оружие «не достает» до противника. Наносит 7 единиц урона за 1 "патрон".
Рейлган/Рельса (Railgun) — можно смело назвать снайперским оружием. Дальние расстояния — его стихия. Перезарядка довольно долгая(1.5 сек), от этого ещё одно неудобство его использования в ближнем бою. Рейлган моментально наносит урон, при этом разброса нет. Наносит сильное повреждение. В настройках игрока можно выбрать цвет шлейфа выстрела рейлгана. Награда Impressive дается за 2 попадания подряд из этого оружия. Еще одно преимущество рельсы - при попадании в противника луч не гасится, а идет дальше. Так что есть возможность поразить одним выстрелом двух и более противников. При попадании наносит 100 урона.
Плазмаган (Plasmagun) — плазменная пушка, стреляет сгустками плазмы с довольно высокой скоростью. Оптимальный выбор для средних дистанций, для обстрела группы противника, как более мощный аналог пулемёту. Если не считать BFG и перчатку, плазма — самое мощное оружие в игре. Каждая "плазминка" наносит 20 урона.
BFG-10K — самое мощное оружие. BFG так же присутствует в играх Doom, Quake 2, но, в отличие от этих игр, обладает высокой скорострельностью. Выстреливает массивные (радиоактивные) плазменные сгустки. Легко уничтожает группы врагов. Скорость полета плазмы — чуть меньше, чем у плазмагана, вполне возможно использование на любых дистанциях (немного неудобно на дальних). Как правило, это оружие «спрятано» на карте у ловушек и в труднодоступных местах. Наносит 100 урона за каждое попадание
Чейнган (Chaingun) — это восьмиствольный пулемет. Обладает высокой скорострельностью и большой убойной силой. Не применяется на дальних дистанциях. Хорошая пушка для защиты флага или черепа. Именно поэтому в оригинальной Quake 3 он отсутствует. Его можно увидеть только в моде Team Arena.
В исходниках игры еще присутствует Grappling Hook — устройство для зацепа за поверхности. На протяжении всей игры, Grappling Hook нигде не появляется. Его можно использовать, введя в консоль команду /give grappling hook. Также имеются текстуры.